Что может осложнить внедрение онлайн-ККМ и виртуальных касс
Обсуждаемый на портале СОВАЗ проект постановления Кабинета Министров нуждается в доработке. В противном случае внедрение онлайн-ККМ и виртуальных касс может обернуться головной болью не только для предпринимателей и бухгалтеров, но и для уполномоченных ГНК организаций.
Напоминаем, что на портале СОВАЗ опубликован проект Постановления Кабинета Министров. С его принятием будет утвержден пакет документов, включающий в себя:
- Положение о порядке применения онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс (далее по тексту — Положение);
- Технические требования, предъявляемые к онлайн-ККМ, виртуальным кассам и фискальным модулям, разрешенным к применению на территории РУз (далее по тексту – Технические требования);
- Положение о порядке ведения Государственного реестра Центров технического обслуживания онлайн-ККМ, виртуальных касс и фискальных модулей (далее по тексту – Положение о Госреестре ЦТО);
- Положение о порядке ведения Государственного реестра онлайн-ККМ, виртуальных касс и фискальных модулей (далее по тексту – Положение о Госреестре онлайн-ККМ и виртуальных касс).
В ходе общественного обсуждения проекта специалисты обратили внимание на отдельные моменты, требующие уточнения и доработки. Остановимся на самых важных замечаниях и предложениях.
Таксисты выпали из поля зрения
Обратим внимание на п.13 обсуждаемого Положения. В нем говорится, что для государственной регистрации онлайн-ККМ или виртуальной кассы нужно предоставить договор аренды или кадастровые документы на здание, сооружение или его часть, в которых субъект предпринимательства осуществляет свою деятельность по продаже товаров и услуг. А как же быть таксистам, у которых в машинах тоже должна быть ККМ? Их нет и в приложении к этому документу, которым утверждается перечень субъектов предпринимательства, освобождаемых от применения онлайн-ККМ и виртуальных касс. Они тоже будут использовать онлайн-ККМ по этим документам, или для них разработают специальные?
Завышенные требования приведут к дополнительным затратам предпринимателей
- Согласно пп 5 и 7 Технических требований онлайн-ККМ и виртуальные кассы должны быть сертифицированы. Однако не указано, в соответствии с какими O’zDSt или стандартами должна проводится сертификация.
- На это важно обратить внимание, поскольку в стране нет специальных стандартов для онлайн-ККМ, внедряемой технологии, и виртуальных касс. Если требование сертификации остается, необходимо будет разрабатывать эти стандарты, либо указать, какие конкретные свойства оборудования должны быть сертифицированы и в соответствии с какими действующими стандартами.
- Из п 5. Технических требований следует, что онлайн-ККМ должны поддерживать возможность подключения к Интернету посредством стандартов 3G, 4G, а также стандарта Wi-Fi. Требования к стандартам подключения нужно либо исключить, либо дополнить.
В стране широко применяются стандарты CDMA и Ethernet, началось внедрение самого современного, скоростного и качественного стандарта передачи данных — 5G. Проект искусственно сужает территорию, где онлайн-ККМ могут быть внедрены уже сегодня. Есть такие регионы, где CDMA работает лучше GSM или GSM и вовсе отсутствует. К тому же такие требования проекта ограничивают предпринимателя в возможности выбора лучших решений для своего бизнеса.
- В том же п. 5 Технических требований, говорится, что ККМ должны иметь экран размером не менее TFT LCD 800*480. Производители отмечают, что это мониторы высокого разрешения и оснащение ими всех моделей ККМ может привести к удорожанию бюджетных моделей почти на 50% от их сегодняшней стоимости.
Это — неоправданный шаг, поскольку с поставленными задачами могут справиться и мониторы с более низким разрешением. Монитор необходим для проверки выбранных действий и данных, которые будут распечатаны на чеке. Право выбора комплектующих, не влияющих на основные функции внедряемой технологии онлайн-касс, лучше оставить за производителем.
- Согласно п.п. 5 и 7 Технических требований онлайн-ККМ и виртуальные кассы должны синхронизировать через интернет время и дату с UTC + 05:00. Это неоправданное и завышенное требование. Для нормальной работы онлайн-ККМ и виртуальной кассы важнее синхронизация со временем, установленным на серверах оператора фискальных данных. Такая синхронизация будет способствовать снижению числа ошибок и сбоев, которые могут произойти из-за расхождения времени на кассе и сервере. Кроме того, у Интернет-провайдеров есть предложения, в которых трафик в TAS-IX бесплатный. А адаптация к временному поясу потребует выхода в мир и, следовательно, дополнительных затрат.
Каким быть чеку: печатным или электронным
Не все понятно и с чеками виртуальных касс. Согласно п.2 Положения касса должна поддерживать возможность распечатывания чеков на бумаге или передачи их в электронной форме. Это противоречит п.8 того же Положения, из которого следует, что чеки должны распечатываться на бумаге.
Нужно остановиться на чем-то одном и внести в документы соответствующие уточнения. Если электронные чеки остаются, нужно четко прописать случаи, в которых их нужно выдавать. Либо — уточнить, кто и на каком этапе должен определять, в каком формате будет выдан чек в каждом конкретном случае.
Из требований к чеку, указанных в п.7 Положения, выпало требование о наличии информации о цене и стоимости товара. Согласно Указу Президента УП-5813она там должна быть.
Появилось требование о наличии в чеке кода маркированного товара. Мы писали о том, что внедрение системы маркировки и прослеживаемости товаров потребует изменения требований к содержанию чеков и счетов-фактур, по которым можно будет понять, что документ выдан при покупке конкретной упаковки товара. Однако эта комбинация цифр и символов будет непонятна для рядового покупателя. Поэтому было бы логично предусмотреть расшифровку хотя бы части информации кода, которая бы способствовала пониманию, что товар не поддельный и выдан именно на приобретаемую единицу.
Кроме того, согласно п. 36 Положения на субъекта предпринимательства возлагается ответственность за поддержание онлайн-ККМ или виртуальной кассы в рабочем состоянии, а также обеспечение их интернет-связью. Но при этом в документе нет ответа на вопрос, что делать, если нет электричества или интернет-связи более 24 часов по причинам, не зависящим от предпринимателя. Сегодня для офлайновых ККМ в этих случаях предусмотрена возможность оформления квитанции. Однозначно, в этой части требуются уточнения и дополнения.
Как будут работать ЦТО
С принятием перечисленных документов возрастет роль Центров технического обслуживания (ЦТО). Через них будут решаться все вопросы, связанные с обслуживанием онлайн-ККМ и виртуальных касс — от подключения к оператору фискальных данных и постановки на учет до снятия с учета. Вместе с тем, некоторые нормы, регламентирующие их деятельность, требуют уточнений и доработки.
ГНК и оператор фискальных данных через ЦТО будут предоставлять предпринимателям фискальный модуль и базовую часть программной продукции для виртуальных касс. Это следует из п. 4 Положения и п. 20 Технических требований. Кстати, за фискальный модуль и услуги оператора фискальных данных предприниматели будут ежегодно платить 1 БРВ.
Однако из документа не ясно, где и как можно будет приобрести онлайн-ККМ и программное обеспечение для виртуальной кассы. Согласно п. 10 Положения о Госреестре ЦТО на официальных сайтах центров технического обслуживания должна быть размещена информация о ценах на модели (версии) онлайн-ККМ и ПО для виртуальных касс. Из этого можно сделать вывод, что онлайн-ККМ и виртуальные кассы можно будет приобрести только через ЦТО. Не приведет ли это искусственному завышению цен? В целом этот момент противоречит взятому курсу на здоровую рыночную конкуренцию.
Согласно п. 12 Положения сотрудники ЦТО будут обязаны предоставлять руководителю субъекта предпринимательства или его представителю книжку технического обслуживания онлайн-ККМ или виртуальной кассы и давать необходимые пояснения. Необходимо конкретизировать форму этого документа.
Положение о Госреестре ЦТО предъявляет к специалистам центров требование о наличии квалификационного сертификата на обслуживание онлайн-ККМ и виртуальных касс. Не понятно, кто будет их готовить и каков порядок аттестации.
Требования к регистрации
В доработке нуждаются и требования к регистрации ККМ. Из п.17 Положения следует, что ГНК принимает решение об оформлении регистрационной карточки после изучения документов, предоставленных субъектами предпринимательства. Но откуда этим документам взяться в ГНК, если согласно п. 15 Положения они остаются в ЦТО — в организации, в которую предприниматель обратился для подключения ККМ. ЦТО для постановки на учет отправляет в ГНК только заполненную электронную форму.
Доработки требует и п. 18 Положения. В нем перечислены случаи, в которых ГНК может отказать предпринимателю в постановке ККМ или виртуальной кассы на учет. Формулировка «субъект предпринимательства не отвечает разрешающим требованиям и условиям» требует расшифровки.
Куда денут онлайн-ККМ или виртуальную кассу?
В предыдущей публикации мы писали, что ГНК будет контролировать соблюдение правил применения онлайн-ККМ и виртуальных касс. Оборудование предпринимателя может быть изъято при подозрении на неисправность. И в связи с этим возникают вопросы, на которые в проекте документа ответа нет.
Во-первых, в случае изъятия фискального модуля ЦТО обяжут выдавать предпринимателю другой. Однако не прописан механизм его регистрации на период разбирательств.
Второй вопрос касается сроков экспертизы изъятой установки. Согласно п. 44 Положения ЦТО должен будет провести ее в течение 3 дней со дня изъятия аппарата. Но как быть в случаях, если ККМ будет доставлена в ЦТО, к примеру, только через 5 и более дней после изъятия?
В третьих, не понятно, как будут поступать с оборудованием в случае признания его не исправным.
Надеемся, что при подготовке документа к утверждению ГНК учтет наши рекомендации и другие замечания, высказанные специалистами. Это поможет избежать многих проблем при внедрении новой системы.
Автор: Олег Гаевой
Вы можете оставлять комментарии , замечания , пожелания или вопросы в форме ниже, на сайте нет регистрации . Ваш email не будет отображаться.( Ваш комментарий , вопрос или пожелание будет опубликовано после одобрения администратором) .
Делитесь ссылкой на статью с друзьями и знакомыми в соц. сетях.
Прочитав эту статью, начинаешь понимать, что ВСЁ еще на стадии проекта. Реестра онлайн-ККМ нет, ЕТТ нет, ГОСТА нет…
Все ККМ выполняет все требовании. Семург, узкас, Меркурий, Орион другие. Я считаю не нужно онлайн ККМ всем. Онлайн ККМ можно отдельным, супермаркеты и т.д, а на мелкой торговле оставить как есть. Это лишнии затраты.
Если серьезно онлайн ККМ не реально и для предпринимателей и службы НК лишнии затраты времени. Я бы отказался от онлайн ККМ. Спасибо.
Много однако замечаний , не ужели проигнорируют и подпишут постановление без доработки. Хочется надеяться на здравый смысл, ведь не зря же проэкт постановления выноситься на обсуждение на портал СОВАЗ.