Site icon ikkm.uz

Конкуренция на рынке обслуживания кассовых аппаратов.

На рынке обслуживания контрольно-кассовых машин появилась новая компания – ГУП «Налог-сервис». И первые ее шаги в этом качестве могут привести к снижению конкуренции в указанной сфере. Попытаемся разобраться в складывающейся ситуации.

Кто в бизнесе

Обслуживанием контрольно-кассовых машин занимаются частные компании, их много. В каждом регионе работает, как минимум, одна специализированная компания. Среди них есть и члены Ассоциации «Комкассинтех», занимающиеся реализацией и обслуживанием кассовых аппаратов. В конце прошлого года на этом рынке появился новый игрок – ГУП «Налог сервис» с подразделениями в регионах.

Согласно постановлению Президента от 26.06.2018 г. № ПП-3802 основными задачами этой организации являются:

Как видно, в постановлении нет прямых указаний на то, что они будут заниматься обслуживанием контрольно-кассовых машин. Вместе с тем в документе нет и ограничений, запрещающих предприятию расширять сферу деятельности. Руководство ГУП «Налог сервис» решило, что предприятие освоит обслуживание контрольно-кассовых машин, значит, так тому и быть.

Казалось бы, новый игрок на рынке – это хорошо! В стране уделяется большое внимание развитию конкуренции. Прежде всего, ожидается, что она будет способствовать внедрению современных ресурсосберегающих технологий, повышению качества товаров и услуг, снижению их себестоимости. Однако, появление ГУП «Налог-сервис» на рынке обслуживания ККМ, как ни странно это звучит, может привести к снижению конкуренции. Понять, почему так может произойти, нам поможет анализ рынка.

Лидер цен

Лидер цен – это компания, положение которой на рынке позволяет ей устанавливать цены выше или ниже среднерыночных. Обычно такая компания обладает ресурсами, значительно превосходящими возможности ее конкурентов, и контролирует большую долю рынка. В большинстве случаев конкуренты вынуждены следовать в своей ценовой политике за лидером.

Таким лидером цен на рынке услуг по обслуживанию ККМ в Узбекистане может стать ГУП «Налог-сервис». На эту возможность указывает его прейскурант и положение об оплате услуг от 27.12.2018 года.

Среди прочего есть две услуги, на которые стоит обратить особое внимание:

При этом в п. 6 положения оговорено, что стоимость услуг, оказываемых предприятием, не может быть меньше цены, указанной в приложении к положению (цены приведены выше). Сумма к оплате, согласно этому же положению, определяется на основании соглашения сторон.

Такие расценки вызывают беспокойство других участников рынка. Вот, что по этому поводу говорит исполнительный директор ассоциации «Комкассинтех» Акмаль БАЗАРОВ:

– Стартовые цены, предлагаемые ГУП «Налог сервис», значительно превышают существующие. Есть магазины и центры бытового обслуживания с небольшими оборотами – их особенно много в отдаленных, малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах. Для них эти расценки могут оказаться неподъемными. Наши предприятия, учитывая социальную значимость таких субъектов предпринимательства, обслуживают их в зависимости от вида услуг за 20-50 тысяч сумов. Даже самые дорогие услуги по обслуживанию ККМ в большинстве регионов укладываются в 100 тысяч сумов. Бывает и дороже, но речь идет о клиентах с большими оборотами, локализованных преимущественно в Ташкенте.

Акмаль Базаров считает, такому крупному игроку, как ГУП «Налог сервис», будет проще продвигать свои услуги, чем остальным сервисным компаниям.

Во-первых, предприятие создано и работает при Государственном налоговом комитете, который занимается регистрацией и снятием с регистрации ККМ, контролирует учет реализованных товаров и услуг при помощи ККМ. Это крупное предприятие, которое располагает бо́льшими возможностями, чем другие участники рынка.

Во-вторых, нельзя исключать и использование административного ресурса. Примеров тому, как ведомства это делали, немало в нашей недавней истории.

В-третьих, нужно учесть и то, что все услуги, оказываемые ГУП «Налог-сервис», освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей. Это также ставит его в преимущественное положение по сравнению с другими участниками рынка.

Между тем, у этой организации есть все условия, чтобы пойти другим путем. В соответствии с постановлением Президента от 26.06.2018 г. № ПП-3802, ее услуги оплачиваются за счет бюджетных ассигнований и средств Специального фонда, а также других средств, не запрещенных законодательством.

 Что предлагается

Очевидна необходимость принятия мер по сохранению справедливой конкуренции на рынке сервисных услуг, недопущению в будущем нарушений Закона «О конкуренции».

Новые решения должны быть выработаны с учетом тенденций развития экономики страны. Государство выходит из многих отраслей, передавая бизнес предпринимателям. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства определено как приоритет Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

В сфере обслуживания ККМ пока может произойти с точностью до наоборот.

Эффективным решением многих проблем в сфере технического обслуживания ККМ может стать разработка и принятие Государственным налоговым комитетом специального документа, определяющего правила деятельности сервисных организаций. С такой идеей несколько лет назад выступали сами участники рынка, однако до сих пор она не была реализована.

Целесообразным представляется и введение института аккредитации организаций по обслуживанию ККМ. Многие страны с развитыми системами обслуживания кассовой техники уже пришли к этому. Аккредитация будет свидетельствовать, что организация работает в соответствии с установленными требованиями, имеет для этого компетентных специалистов и оборудование.

Олег Гаевой.

Официальный источник

Вы можете оставлять комментарии , замечания , пожелания или вопросы в форме ниже,  на сайте нет регистрации . Ваш email  не будет отображаться.( Ваш комментарий , вопрос или пожелание будет опубликовано  после одобрения  администратором) .

Делитесь  ссылкой на статью с друзьями и знакомыми в соц. сетях.