Статья с сайта norma.uz КОГДА ЗАРАБОТАЮТ ОНЛАЙН-ККМ?

КОГДА ЗАРАБОТАЮТ ОНЛАЙН-ККМ?

Узбекистан готовится к внедрению онлайн-контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. Когда начнет работать новая система? Какие ККМ будут применяться?  Наш корреспондент попытался найти ответы на эти вопросы, интересующие как предпринимателей, так и потребителей.

А воз и ныне там…

Пока ни один из поставленных вопросов не имеет четкого ответа. Работы по внедрению контрольно-кассовых машин ведутся в рамках двух постановлений Президента:

Согласно ПП-3300 Ташкент, Нукус и областные центры должны перейти на онлайн-ККМ с 1 июля 2018 года. А с 1 декабря 2018 года все юридические и физические лица обязаны осуществлять денежные расчеты с населением в наличной форме исключительно с применением онлайн-ККМ.

Согласно ПП-3673 в срок до 1 июля 2018 года должны внести  предложения по финансированию проекта. До 1 августа 2018 года – обеспечить подготовку и проведение экспертизы технических заданий и технико-экономических обоснований проекта. И до 1 ноября 2018 года – обеспечить внедрение и пилотный запуск онлайн-ККМ только в Ташкенте за счет внебюджетных средств.

Реалистичнее выглядит второй вариант, поскольку инфраструктура к внедрению онлайн-ККМ не готова.  Вместе с тем ПП-3300 никто не отменял ни полностью, ни частично, и никаких поправок в документ не вносилось.

Ситуация такова, что практически через две недели налоговики вправе предъявить претензии к предпринимателям по факту использования не онлайн, а офлайн-ККМ. Их под роспись оповестили о необходимости  срочно приобретать онлайн-ККМ еще в январе 2018 года. Только вот какие это должны быть аппараты, налоговики не указали. Они и не могли этого сделать, потому что и сами до сих пор не знают, какие онлайн-машины будут использоваться.

Образовавшийся информационный вакуум способствовал появлению тех,  кто,  пользуясь моментом, продают контрольно-кассовые машины, которых нет в реестре. То есть продают машины, использование которых в стране неправомерно! Те, кто их приобретает, не виноваты, они же не разбираются в правовых и технических тонкостях.

Слухи о неправомерных продажах  сделали свое дело. Многие предприниматели перестали  покупать онлайн-машины до тех пор, пока все не прояснится.

Неясность и неопределенность создали одновременно дефицит всех типов ККМ. Из государственного стандарта все упоминания об  офлайн-аппаратах уже  убрали, а реестра онлайновых машин еще нет.

В незавидном положении находятся отечественные производители и импортеры контрольно-кассовых машин. Из-за неясности, какие аппараты нужны, бизнес практически парализован.

Вопреки здравому смыслу

Как разрешить сложившуюся ситуацию? Кто и когда  ответит на вопрос, какие контрольно-кассовые машины будут применяться? С точки зрения здравого смысла  для ответа на эти вопросы государство должно:

  • определиться с системой передачи данных между ККМ  и оператором фискальных данных (есть несколько вариантов);
  • выбрать оператора фискальных данных, который должен располагать мощными серверами, способными обрабатывать большие массивы информации и обеспечивать сохранность данных;
  • утвердить Единые технические требования и стандарт;
  • сформировать государственный реестр онлайн-ККМ.

Вот это путь, который необходимо пройти для того, чтобы появилось ясное представление о технических параметрах и функционале контрольно-кассовых машин, которые будут применяться.

Что же получилось на практике? В соответствии со сроками, установленными ПП-3300, первым делом, вопреки здравому смыслу, работы развернулись над стандартом. За разработку документа взялись, не имея исходных данных, не имея представления, какие нормативы должен зафиксировать документ. Но это полбеды. Согласно постановлению должен был появиться стандарт на онлайн-контрольно-кассовые машины. Вместо этого были внесены изменения  в действующий стандарт 1903:2010 на офлайновые ККМ.

Как результат, теперь стандарта на офлайновые ККМ нет. И это плохо потому, что в ближайшие годы даже при самом успешном внедрении онлайн-техники в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, офлайновые машины будут незаменимы. При этом для реального внедрения онлайн-системы, утвержденный стандарт потребует значительных корректировок по техническим характеристикам и функционалу сертифицируемых онлайн-ККМ.

Еще один занимательный факт из пройденного этапа внедрения онлайн- машин. В апреле 2018 года Налоговым комитетом проведена конференция, на которой  участникам рассказали об эксперименте по внедрению онлайн — ККМ. Мероприятие широко освещалось  в прессе, публикация по этому поводу размещена и на сайте Государственного налогового комитета. В  этом эксперименте все фискальные данные стекались на серверы ООО «FISKAL MA’LUMOTLAR OPERATORI»…

Зададимся вопросом: можно ли признать эксперимент, о котором говорилось на конференции, соответствующим требованиям ПП-3300? В соответствии с постановлением в эксперименте должен был участвовать оператор фискальных данных, определенный Государственным налоговым комитетом и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций. Для реализации этой нормы был разработан проект постановления Кабинета министров «О мерах по организации деятельности оператора фискальных данных в Республике Узбекистан», согласно которому АК «Узбектелеком» и ИП ООО «Online Technologies Systems» должны были учредить совместное предприятие. Этому предприятию и предстояло выполнять роль определенного государством оператора фискальных данных.  Однако постановление Кабинета министров принято не было.

Есть и другие предприятия, которые активно пытаются занять место на рынке онлайн-кассовых машин. В частности, в публикации на сайте Sputnik Узбекистан «В Узбекистане начали выпуск кассовых машин для борьбы с обналичиванием» говорится о деятельности My Air Group IT Service. Их аппараты продавались предпринимателям Нукуса и Ташкента, правда, потом перестали. Судя по всему, пришло осознание, что продают кота в мешке. До сих пор не опубликованы протоколы, используемые для шифрования данных и их передачи оператору фискальных данных. Без этой информации невозможно ни наладить производство, ни завезти аппараты, востребованные онлайн-системой.  Попытка №2

Выход ПП-3673 по своей сути предполагает необходимость прохождения всех этапов по внедрению контрольно-кассовых машин с нуля. Разрабатываются конкретные предложения по финансированию проектов, идет подготовка и проведение экспертизы технических заданий и технико-экономических обоснований. Еще одно важное новшество ПП-3673, теперь за весь процесс внедрения контрольно-кассовых машин отвечает Национальное агентство проектного управления при Президенте.

Хочется, чтобы реализация ПП-3673 прошла с учетом опыта, полученного в ходе реализации ПП-3300, и процесс внедрения онлайн-контрольно-кассовых машин прошел оптимально разумно и не стал препятствием развитию предпринимательства и социальной сферы страны.

Целесообразным представляется учитывать опыт других стран, прошедших период внедрения онлайн-ККМ. Он вобрал в себя следующие нюансы:

  • переход осуществлялся поэтапно, охватывая все больше субъектов предпринимательства;
  • предприниматели имеют возможность приобретать аппараты разных производителей и импортеров;
  • есть  возможность переделки офлайн-ККМ в онлайн;
  • используется техника, подлежащая ремонту;
  • созданы центры по ремонту ККМ;
  • онлайн-ККМ применяются там, где есть необходимая инфраструктура, в частности, доступ в Интернет на необходимой скорости, а в населенных пунктах, где этого нет – сохраняется возможность использования офлайн-аппаратов или других технологий;
  • налажена система подготовки и повышения квалификации персонала, работающего с онлайн-ККМ, а также специалистов для установки и обслуживания машин.

Автор:    Олег Гаевой.

 

Подробнее: https://www.norma.uz/nashi_obzori/kogda_zarabotayut_onlayn-kkm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Call Now Button